С лета 2019 года вступили в силу несколько поправок, ранее внесенных в федеральный закон №44. Теперь работа коммерческих компаний по выполнению государственных закупок существенно изменена. Поменялись и правила самой процедуры закупки, заключения договоров. Избежать ошибок поможет материал, который подготовлен юристом экспертного материала Ксенией Антоновской.
Эксперт отметила, что закон о государственной системе контрактов подвергся действительно крупным изменениям. Часть корректировок действует с 1 июля 2019 года. Следующая порция изменений обретет юридическую силу с января 2020 года. Как заказчикам, так и участникам закупок необходимо знать, каким образом работать по новым правилам. Пройдем последовательно по вопросам.
1.Какова предельная сумма выполнения «малых» закупок у единственного производителя или продавца товаров, начиная с июля текущего года?
Этот момент государственных контрактов регулируется 4-м пунктом первого раздела статьи 93 ФЗ-44. А там указано, что общая сумма малых закупок у единственного поставщика составляет 300 тысяч рублей. Годовое ограничение осталось без изменений. Что касается государственных покупок в соответствии с 5-м пунктом первой части той же статьи, то в этом случае наибольший размер одной сделки подняли до 600 тысяч рублей. Годовой лимит в таком случае имеет два предельных ограничения. В первом случае — до 5 миллионов рублей. Во втором закупки у единственного поставщика должны прекращаться, как только они, достигнут 50% совокупной массы заказов (и при этом есть дополнительное ограничение в 30 миллионов рублей).
Чтобы было яснее: если у заказывающей организации пакет СГОЗ составляет, к примеру, 7 миллионов рублей, она имеет право составлять все контракты в соответствии с 4-м и 5-м пунктами первой части статьи 93 федерального закона № 44. Разумеется, при этом придется дополнительно исполнять требования законодательства в части цены каждого контракта. Стоит учесть, что теперь несколько шире стал и состав заказчиков, отраженный в пресловутом пункте 5. К прежним позициям добавились дома и центра народного творчества, а также аналогичные организации в сфере ремесел.
2.Если поменялся план-график, как быстро можно будет начать закупку после этого?
При корректировке планов-графиков, подразумевающей изменение сведений о закупке либо добавление дополнительных закупок, старт процедуры либо заключение договора даже с единственным поставщиком могут быть произведены уже через сутки после корректировки. Раньше приходилось ждать 10 суток.
3.Как изменилась схема закупки у единственного поставщика?
Теперь заказчику станет проще в таких случаях. Отпала надобность готовить извещение о закупке при наличии единственного поставщика. Нет теперь и обязанности формировать отчет, который обосновал бы предпочтение именно такой схемы, и отражал бы ключевые условия договора, повлиявшие на принятие решения. Потребности в проведении внешней экспертизы исполнения контрактов тоже нет. По крайней мере, до момента, когда правительство РФ утвердит перечень случаев, при которых такая экспертиза станет обязательна.
4.Когда не требуется обосновывать документально цену закупки в самом договоре с единственным поставщиком?
Все прежние основания такого рода сохранены полностью и без изъятия. Но теперь к ним добавилось заключение контрактов, предмет которых — приобретение произведений искусства у конкретных авторов, исполнителей, а также переход прав на эти произведения. Аналогичный порядок теперь распространяется на приобретение изданий конкретного авторства у издателей (при условии, что издатели — собственники исключительных прав либо исключительных лицензий). То же самое правило действует и на коммерческие услуги в сфере подготовки и исполнения литературных произведений и других произведений искусства, на создание или отгрузку декораций, иного имущества, необходимого для работы государственных театров. Наконец, не нужно будет четко мотивировать цену в контракте с единственным поставщиком, который должен пополнить государственные фонды культурными ценностями.
5.Как надо выполнять закупки с заранее неустановленным объемом поставок?
Заказчику, который не имеет возможности точно рассчитать потребность в работе, товаре или услуге, предоставляется законом право производить закупку с неопределенным объемом. Но он должен будет четко вычислить три разновидности цен, применяемых в отработке такого контракта. Сюда относится как изначальная цена отдельных единиц, так и общая сумма, и предельная величина цены по контракту в целом. Все эти показатели обязательно должны оглашаться в извещении о закупке. Когда составляют документацию, всю информацию о ценах дублируются. Обязательно обосновывают исходную цену единицы теми же методами, при помощи которых определяют НМЦК.
Как в извещении о закупке, так и в пакете документации о ней требуется указать, что плата будет передаваться сообразно ценам единиц исполняемой работы (оказываемой услуги, отпускаемого товара). При этом обязательно должно оговариваться, что плата не будет превосходить предельного уровня цены контракта. В тексте договора прописывают, что объем передаваемого имущества либо выполняемых работ должен будет определяться с учетом заявок, подаваемых заказчиков. Цены всех единиц и предельное значение стоимости фиксируются в тексте контракта отдельными строками. Расчет цены за единицу должен обосновываться математически. То есть его результат должен соответствовать частному всей суммы цен, предложенной поставщиком (подрядчиком) и начальной суммы цен, умноженному на исходную цену единицы государственной закупки. Участники должны будут выдвигать предложения не о цене контракта в целом, а о сумме цен единиц. И ту же величину организация-заказчик использует, оценивая предварительные и окончательные заявки. Подача предложений, превышающих исходную сумму цен, российским законодательством, безусловно, запрещена. Применение заказчиком антидемпинговых мер, возможно, если предложена цена на 25% и более уступающая начальной сумме цен. Прочие регламентные требования те же самые, что и при простых государственных закупках. Обеспечение заявок и исполнения контрактов просчитывается от максимальной величины контрактных цен.
6.Каковы сроки, соблюдаемые при ведении аукционов?
Когда проводят аукционы с НЦМК до 300 миллионов рублей, возможно размещение извещений, как и раньше за 7 календарных суток до завершения приема заявок. Первые части заявок нужно рассмотреть за 3 рабочих дня, а не за 7, как прежде. При проведении коротких аукционов нормативные сроки неизменны. Выбор даты аукционов должен происходить в рабочий день, следующий за рассмотрением первых частей заявок.
7.Что важно в строительных аукционах?
Заказывая строительство, капитальный ремонт, снос или реконструкцию капитального объекта с НМЦК до 2 миллиардов рублей, извещение публикуют не позднее 7 суток до исчерпания времени на прием заявок. Проектные материалы обязательно добавляют к обычной документации закупки. Исключение — прямой заказ проектных работ либо отсутствие необходимости в проекте. При размещении проектных материалов в первых частях заявок от участников должно содержаться только общее согласие выполнить работы. Конкурсная комиссия не рассматривает эти части и не составляет протокол. Допуск к аукциону делает электронная площадка. Аукцион проводится через 4 часа после того как истечет время подачи заявок.
8.Что поменялось в поддержании исполнения договоров?
Срок действительности создаваемых банками гарантийных покрытий, распространяющихся на обязательства вовлеченных сторон, должен быть больше, чем время реализации заданий, хотя бы на 30 календарных суток. Победившая сторона должна определить самостоятельно длительность гарантии, но она не должна нарушать основное условие. При отдалении времени реализации работ или отгрузок, требуется договариваться с банковскими структурами о продлении мер поддержки и прикрытия либо выдвижении иного поддержания своих притязаний. Новые исправления зафиксировали наибольший временной рубеж, в течение которого заказчик возвращает подрядчику или поставщику средства из суммы обеспечения. После момента выполнения обязательств и до перемещения залога обратно давшей его стороне должно пройти максимум 30 суток. Если контрактные договоренности идут у СМП, СОНКО — срок составляет не более 15 суток. Конкретное время требуется четко прописать в обязательственной части контракта, как и прежде.
Временные планки возвращения средств требуется указывать и для ситуации, когда уменьшается суммарная величина поддерживающего залога вследствие неполного выполнения заказа. При отзыве лицензии у гарантирующего банка исполняющий агент должен будет предъявить новое обеспечение. На это дело предоставляется 30 суток после уведомления со стороны заказчика. При нарушении такого срока за каждый день просрочки начисляют пени. Заказывающие организации обязаны потребовать обеспечения по всему объему гарантирующих обязательств, предписанных контрактными актами, если это нужно по законодательству. Величина залогового прикрытия ограничена 10% НЦМК. Участникам предоставляется право избрать метод обеспечения (от финансовой организации или в виде денег). Но в 100% случаев это должно быть подтверждено документально прежде, чем будет подписан акт приемки.
Добавились также некоторые льготы для СМП, СОНКО. Когда закупки проводятся лишь среди них, аванс нужно обеспечивать суммой, вычисляемой от стоимости контракта, а не от НЦМК. Однако обеспечение не может быть меньше, чем аванс. Победитель имеет право совсем не обеспечивать заявку и контракт. Надо только передать заказчику сведения, подтверждающие стабильную работу в последние 3 года до подачи заявки. Из реестра договоров берут справку, которая говорит, что за это время было выполнено хотя бы 3 договорных акта без всяких пени и штрафов. Суммарно величина сделок должна быть минимум равной НЦМК.
9.Как сократить сумму залогового прикрытия по контракту, ограниченно исполнив намеченные проекты?
Сокращение обеспечивающих сумм производится строго пропорционально стоимостному выражению выполняемых по графику обязательств. Но это не может быть произведено, если не отработан авансовый взнос, или не уплачена официально закрепленная неустойка по договору. При отсутствии препятствий возврат заказчиком средств во временных рамках, прописанный в контракте, обязателен. Если материальное контрактное обеспечение проводится в формате банковской гарантии, заказывающая сторона просто постепенно сокращает права требования по ней. Оформление новых юридических бумаг не нужно. Можно ограничиться передачей уведомления федреестра контрактов о факте выполнения обязательств. При согласии хозяйствующих субъектов это законоположение можно отнести к ранее заключенным договорам.
10. К бюджетным закупкам с расширенными параметрами нужно готовиться заранее?
Да, вовлечение в них возможно лишь при передаче оперирующим организациям площадок документальных текстов, подтверждающих исполнение требований. Оперирующие организации сами прослеживают наличие и точность таких документов. Рассмотрение пакета документации производится за 5 будних дней. Его не разместят, если нарушен порядок передачи, либо будут присланы неполные наборы документов. Заказчики могут руководствоваться прежним порядком.
11. Как в настоящей временной полосе пересмотреть контракт?
Соглашение, сформированное по инициативе обеих сторон, теперь позволяет изменять существенные параметры контрактных текстов с единичным поставщиком. Это относится к закупкам услуг натуральных монополий, ЖКХ-услуг, природного газа, услуг по подсоединению к инжсетям. Также сюда относятся услуги по менеджменту многоквартирными домами, работам по содержанию, охранно-сторожевым практикам и поддержанию помещений, электроэнергия, аренда нежилых объектов. В контрактных актах ремонтно-строительной сферы можно будет менять объем и даже разновидности работ. Но цена не может поменяться свыше, чем на десятую долю, обоснование изменения указывают в документах закупки и договоре.
Стало возможно продлить все строительно-ремонтно-реконструкционные и аналогичные по природе контракты, временные рамки которых не соблюдены организацией, именуемой подрядчиком или вследствие давления объективных обстоятельств. Добавленное время не может быть больше исходного срока; согласуется новый период возврата суммы обеспечения. При срыве по вине подряжаюшегося агента он уплачивает до подписания нового договора суммы по неустойкам и дает залог-обеспечение на измененный период. Строительно-ремонтно-реконструкционные контракты, исполняемые более чем за год, при возникновении автономных от воли сторон преград, могут быть изменены серьезнее. Допускается увеличение цены и времени работы до 30%. Но цену поднимают только в соответствии с ограничениями, установленными федеральным правительством, властью области, края, республики.
12. Как подписать обновленный контрактный акт после расторжения прежнего?
Новые конкурсные процедуры при возникновении подобной ситуации не проводятся. Выполнение закупки переходит ко второму по успешности участнику прежнего конкурса. Он дает согласие, и по необходимости обеспечивает выполнение. После расторжения договора, заказывающей стороной в самоинициативном порядке следующий договор заключают после внесения исполняющего агента в РНП (кроме поставок для нормального жизнеобеспечения).
13.Есть ли право запрета на субподряд?
Прописывание в контрактном тексте персонального (личного) исполнения обязательственных сторон договоренности возможно по работам и услугам в связи со сбережением объектов культурного наследия, реставрационных действиях в отношении музейных предметов, иных культурных и исторических ценностей. Есть и другие статьи 44-го федзакона, позволяющие выдвигать упомянутое условие. Но - только для закупочных сделок, объявление о каковых сделано начиная с 1 августа 2019 года.
14.Надо ли в извещающем документе о нацзакупке информировать, об авансе?
Да, с 1 числа 10 месяца 2019 года такое требование есть. Расписывают финансовый размер аванса.
15.Как оформить планы?
А вот оформление плановых актов с 1 дня четвертого квартала 2019 года не требуется. Планируя закупочные действия, заказывающие организации должны представить исключительно план-график. Этот порядок распространяется на госзакупки на две тысячи двадцатый и последующие сезоны. Внутренний состав плана-графика поменялся. Обязательно нужно привести кодовые знаки идентификации, полные официальные именования закупаемых имуществ, величину финансового обеспечения. Также прописывают сроки покупки и данные о гражданской дискуссии (в тех ситуациях, когда оно вменяется в обязанность). Планы-графики формируются на период, который совпадает с действием закона или иного акта, утверждающего бюджет. В них еще включают сведения о закупках, которые из-за особенностей бюджетного права будут произведены после окончания планового времени.
16.Что изменится для заказчиков с 2020 года?
1 апреля 2020 года — день, когда окончательно прекратят свое существование планы закупок. Одновременно поменяется общая система контроля документации. Их перестанут проверять на исполнение закона и взаимное соответствие, как это принято в данный момент. Во втором квартале 2020 года и далее контроль в ЕИС всех документов по госзакупкам будет касаться только двух моментов. Это реалистичность представленных сведений об идентификационных кодах и то, соблюдается ли необходимый объем финансового обеспечения закупок (не превышен и не преуменьшен ли он).
Аналогичным образом меняется и внутренняя логика контроля. Его по-прежнему будут вести казначейство Российской Федерации, финансовые структуры регионов России и муниципалитетов, а также органы, управляющие внебюджетными фондами государства. В своей деятельности они будут исходить из пятой части 99 статьи закона № 44. Им придется отслеживать, не превышается ли величина финансового обеспечения, введенного в планы-графики. Этот показатель не должен быть больше того объема финансового обеспечения, которое утвердили и довели до сведения заказчика государственной закупки. Еще один момент — соответствие данных об идентификационных закупочных кодах. Часть объема финансового обеспечения может относиться к сведениям и документам, которые не публикуются в ЕИС. Контролировать эту часть придется усиленно.
Итак, краткое отражение наиболее актуальных тем, связанных с государственными закупками и выполнением контрактов, дано. Большая часть изменений вполне оправдана практическими нуждами. Внимательный анализ показывает, что закупочные процедуры теперь значительно упростятся.